Принудительная ликвидация организаций, не ведущих деятельности
Среди всего объема зарегистрированных юридических лиц значительную долю составляют фирмы-"однодневки", созданные лишь для проведения каких-либо хозяйственных операций, длительное время не осуществляющие деятельности, не сдающие отчетность в государственные органы, фактически
отсутствующие по адресу, указанному в их учредительных документах.
В связи с этим налоговые органы стремятся сократить количество таких организаций, используя предусмотренные законом правовые основания для принудительной ликвидации таких юридических лиц в судебном порядке.
Ликвидация в связи с осуществлением деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов
Налоговые органы на основании абз.4 пп.16 п.1 ст.31 НК РФ вправе обращаться в суд с исками о ликвидации юридических лиц в случае неоднократного или грубого нарушения законодательства.
В случае, если организация не представляет в налоговый орган отчеты о ее финансово-хозяйственной деятельности, документы и сведения для исчисления и уплаты налогов, такие нарушения могут быть признаны судом основанием для принудительной ликвидации юридического лица.
Президиум ВАС РФ в своем постановлении указал, что требование налогового органа о ликвидации фирмы подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
- фирма осуществляет деятельность с грубыми нарушениями налогового законодательства: с 1995 года она не исполняет обязанности, предусмотренные в настоящее время ст.23 Налогового кодекса РФ, в частности по ведению бухгалтерского учета, составлению отчетов о финансовой деятельности, представлению налоговым
органам необходимых для исчисления и уплаты налогов сведений и документов.
Осуществление деятельности с указанными нарушениями является основанием для ликвидации юридического лица в соответствии с п.2 ст.61 ГК РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 05.06.2001 № 7745/00).
Однако при рассмотрении иска о ликвидации юридического лица в случае осуществления им деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона арбитражный суд должен установить, какие конкретно нарушения закона допущены, и оценить их характер, после чего решать вопрос о ликвидации
(см. Постановление Президиума ВАС РФ от 17.07.2001 № 2163/01).
Признание банкротом отсутствующего должника
Организация, не осуществляющая деятельности и имеющая задолженность перед бюджетом, может быть ликвидирована в рамках процедуры банкротства отсутствующего должника.
В соответствии со ст.227 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ конкурсный кредитор или уполномоченный орган может подать заявление о признании должника банкротом, если руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует и установить его местонахождение
не представляется возможным, причем независимо от размера кредиторской задолженности.
Кроме того, в соответствии со ст.230 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ конкурсный кредитор или уполномоченный орган может подать заявление о признании должника банкротом независимо от размера кредиторской задолженности, если в течение последних 12 месяцев до даты подачи заявления не проводились
операции по счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.
Необходимо отметить, что условием применения норм закона о банкротстве является наличие у организации задолженности. При этом в соответствии со ст.2 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ юридическое лицо признается должником, если оно неспособно удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам
и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного указанным законом.
Однако судебная практика по данному вопросу неоднозначна.
Инспекция МНС РФ обратилась в арбитражный суд с заявлением о применении к ТОО норм Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" о банкротстве отсутствующего должника, т.к. товарищество долгое время не представляет бухгалтерскую и налоговую отчетность и обладает признаками
отсутствующего должника.
Суд отказал в удовлетворении заявления по мотиву отсутствия у товарищества кредиторской задолженности перед бюджетом и иными кредиторами.
Президиум ВАС РФ отменил указанное решение, указав следующее.
Положения закона о банкротстве отсутствующего должника применяются также в случаях, когда имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по делу о банкротстве или когда в течение последних 12 месяцев не проводились операции по счетам должника,
а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.
Указанные положения закона применяются и в случае отсутствия у предприятия кредиторской задолженности.
Поэтому в случаях, когда должник-гражданин либо руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствуют и установить их местонахождение не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано кредитором,
налоговым или иным уполномоченным органом, а также прокурором независимо от размера кредиторской задолженности (Постановление Президиума ВАС РФ от 30.01.2002 № 9111/01).
Таким образом, Постановлением Президиума ВАС РФ от 30.01.2002 № 9111/01 удовлетворены требования налогового органа, несмотря на то что у организации не было задолженности перед бюджетом.
Тем не менее эту правовую позицию нельзя признать обоснованной, т.к. понятие "должник" предполагает именно наличие задолженности. При отсутствии у организации задолженности перед бюджетом или иными кредиторами она не признается должником. Следовательно, все нормы о банкротстве отсутствующего
должника должны применяться только в отношении организации, у которой есть задолженность перед бюджетом или иными кредиторами.
Также вызывает вопросы порядок определения факта отсутствия руководителя организации и невозможности установить его место нахождения.
Так, если исполнительный орган (руководитель) юридического лица отсутствует по адресу, указанному в качестве места нахождения юридического лица в его учредительных документах, можно ли считать местом нахождения руководителя место его жительства? И нужно ли в связи с этим для признания
факта отсутствия руководителя организации признавать его безвестно отсутствующим в соответствии со ст.42 ГК РФ?
В судебной практике подобный вопрос был решен следующим образом.
Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании ООО, имевшего перед ним задолженность, несостоятельным и ликвидации должника по упрощенной процедуре банкротства отсутствующего должника.
Суды первой и апелляционной инстанций сочли возможным применить к должнику упрощенную процедуру банкротства, т.к. движение средств по расчетному счету ООО не велось, бухгалтерская отчетность не представлялась, ни по адресу, указанному в последнем зарегистрированном уставе ООО, ни по
его почтовому адресу, известному суду и кредитору, должник не находился. Таким образом, налицо фактическое прекращение деятельности должника и отсутствие возможности установить его местонахождение.
Однако директор ООО подал кассационную жалобу, в связи с чем суд кассационной инстанции отменил ранее принятые решения, ссылаясь на то, что кредитор не доказал, что руководитель ООО фактически отсутствует, и не предпринял каких-либо действий для признания его безвестно отсутствующим
по правилам ст.42 ГК РФ.
Президиум ВАС РФ отменил постановление кассационной инстанции и оставил в силе ранее принятые решения, посчитав, что в материалах дела имеются доказательства отправки кредитором своего заявления по всем известным ему адресам должника, а утверждение суда кассационной инстанции о необходимости
применения правила признания гражданина безвестно отсутствующим является неверным (Постановление Президиума ВАС РФ от 16.05.2000 № 6373/99).
Новое основание для ликвидации
С 1 января 2003 года у налоговых органов (которые с 1 июля 2002 года осуществляют государственную регистрацию юридических лиц) появилось новое основание для принудительной ликвидации юридических лиц, не ведущих деятельность, если такие организации не представят сведения о себе.
Юридические лица, зарегистрированные до 1 июля 2002 года, не позднее 31 декабря 2002 года обязаны представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные пп. “а” - пп."а"-"д", "л" п.1 ст.5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц".
Невыполнение этого требования является основанием для принятия судом решения о ликвидации такого юридического лица на основании заявления регистрирующего органа.
Использованы материалы «Консалтинг-Стандарт»
|