ДЕНОМИНАЦИЯ МОСКОВСКИХ ИНСПЕКЦИЙ
Автор: Илья ДАНИЛКИН,
Журнал «Московский бухгалтер»
№9 сентябрь 2004г.
Ни для кого не секрет, что каждая инспекция живет по своему неповторимому распорядку. Чиновники решили положить этому конец и выпустили Регламент для налоговых инспекторов, где прописали абсолютно все – от времени работы и учебы до объявлений, которые должны висеть на стендах. Похоже, что столичные
инспекции изменяются до неузнаваемости…
Начало положено
Жалобы, жалобы, жалобы — вот то, что обычно сыпется в адрес налоговых ин. спекторов от бухгалтеров. Вряд ли в Москве найдется хоть один счетовод, который доволен работой своей нало- говой. А если такие бухгалтеры и существуют, то они скорее всего просто редко бывают в инспекции.
К примеру, бухгалтер столичной фирмы Оксана Головлева позвонила нам в редакцию, чтобы пожаловаться на работу налоговой инспекции № 10, в которой ей приходится отчитывать- ся: «Мы только недавно открыли фирму на территории «десятки» и, честно говоря, с таким хамством, как там, я никогда не сталкивалась.
Мало того, что я главный бухгалтер, я еще и женщина. А инспекторам совершенно все равно, кто перед ними стоит. Еще ни на один вопрос я не получила ответа. Зато передо мной уже несколько раз захлопывали двери кабинетов. В общем, просто ужас. Думаю, что буду общаться с ними по почте».
Наши же корреспонденты бывают во всех городских и областных инспекциях, и почти везде одинаковая картина. Даже очереди уже не так страшны. К ним, в общем-то, уже привыкли. Самое неприятное — это непрофессионализм некоторых работников налоговой службы. Порой они не просто не хотят отвечать на вопросы,
они не могут. Поэтому приходится обращаться в налоговое управление или еще выше. Теперь даже можно написать запрос в Минфин. Ноне важно, куда вы напишите, ждать ответа придется долго.
Светлое будущее
Работники Федеральной налоговой службы решили положить этому всему конец. Действительно, негоже, когда в одном ведомстве нет единства. Иногда создается впечатление, что налоговые инспекции соревнуются друг с другом в абсурде. Бухгалтеры, которым приходится отчитываться в нескольких инспекциях сразу,
поймут, о чем идет речь. В одной, например, просят писать то или иное заявление, в другой не просят. Тут регистрируют по вторникам и четвергам, а там — цо средам и пятницам...
Чем руководствуются инспекторы — не известно. Но теперь подобный произвол должен закончиться. Появился новый «Регламент организации работы с налогоплательщиками», который утвержден приказом № САЭ-3-27/4б8@. Документ вышел из стен Федеральной налоговой службы 10 августа 2004 года. А работать по нему
инспекторы обязаны начать уже с сентября.
Главное — хорошо начать. Это и сделали специалисты из ФНС. Итак, инспекторы должны принимать налогоплательщиков каждый день. Причем работать им следует посменно, но в течение всего дня. То есть распространенная ситуация, когда окно работает каждый день, но только до обеда, должна уйти в прошлое.
Однако то, что инспектор будет сидеть в окне весь день, еше не означает, что он примет много налогоплательщиков. Нередко в столичной налоговой можно увидеть на окнах
и кабинетах объявления вроде «Технический перерыв», «Прием только по записи». В общем, все те маленькие фишки, которые очень не любят бухгалтеры.
Каждому чиновнику по бейджу
Но через пару месяцев инспекции превратятся в что-то вроде ресторанов быстрого обслуживания. Просторные помещения с кондиционером, инспекторы одеты с иголочки, а у каждого на груди по бейджу с информацией о фамилии, имени, отчестве и должности сотрудника. Все улыбаются, а когда вы собираетесь уходить,
вам ответят: «Приходите к нам еще раз». По крайней мере, так написано в приказе.
В помещениях, где бухгалтеры будут сдавать отчетность или консультироватъся у инспекторов, все должно быть оборудовано по последнему слову техники. Как в 46-й налоговой инспекции: и электронный контроль очереди, и места, где можно спокойно сесть и заполнить бумаги.
В информационных залах (должны быть и такие) инспекциям рекомендовали поставить компьютеры с информационно-справочными базами по законодательству. То есть что-то вроде контрольных в продуктовых магазинах. Чтобы бухгалтер мог, не отходя, так с от кассы, проверить правильность ответа инспектора. Действительно,
налоговики ведь тоже люди, и никто от них не требует воспроизводить статьи Налогового кодекса, как стихи Пушкина в школе.
Футуристическую картину налоговых ХХ1 века должны дополнить видеотабло и звуковое оповещение налогоплательщиков. Причем звуковые сообщения, как сказано в Регламенте, должны звучать по пять минут (условно), с перерывом в 10-15.
Конечно, вряд ли счетоводов будут радовать Шопеном, скорее всего придется выслушивать какие-нибудь новости трудового законодательства. Но все равно хорошая идея.
Чиновники из Федеральной налоговой службы предусмотрели все до мелочей: «световое информационное табло располагается на высоте не менее 2,2 метра от пола таким образом, чтобы обеспечить видимость информации максимально возможному количеству налогоплательщиков». И не дай бог будет 2,3 метра. Ведь кто-то
может не увидеть.
Однако бухгалтерам, в большинстве своем, нужно совсем не это. Им нужно, во-первых, чтобы с ними обращались как с людьми, то есть хотя бы не хамили. А во-вторых, чтобы быстро и качественно чиновники выполняли свою работу. А будет ли у них электронное табло или звуковое оповещение — это дело третье.
Предприниматель Степан Короваев рассказал нам одну занимательную историю. Несколько лет назад одна из столичных инспекций располагалась на нижнем этаже общежития. Обстановка была почти домашней. Небольшие комнатки, где сидело по 10-15 инспекторов, в коридорах душно и много людей. Но инспекторы
были очень приветливыми. Никогда ни на кого не ругались. Да и бухгалтеры относились к ним спокойно. Сами видели, в каких условиях приходилось трудиться мытарям.
Даже однажды Степану Короваеву пришлось помочь чиновникам спасти документы, когда в середине февраля в общежитии прорвало трубу и затопило всю инспекцию.
И вот через какое-то время налоговая переехала в новое здание. Просторные коридоры, зал для приема налогоплательщиков. Офисная мебель и евроремонт. Все было к услугам бухгалтеров и предпринимателей. Вот только самих чиновников, как подменили. Никакой приветливости уже и в помине не было. Канцелярские
фразы и выражение всех времен и на- родов «читайте Налоговый кодекс!» сыпались из всех кабинетов. Предприниматель Короваев перестал ходить в налоговую и стал пользоваться услугами почты.
Хотелось бы верить, что этого не случится, когда чиновники начнут работать по Регламенту. Дальше - по кабинетам
Будем надеяться, что все-таки какие-то положительные изменения произойдут. И все будет не так страшно. Поэтому читаем Регламент дальше.
А дальше, по логике ФНС, проконсультированный и измученный звуковым оповещением бухгалтер должен сдавать декларацию. Тут чиновники не забыли напомнить, что любой представитель фирмы, если это не главбух или не гендиректор, должен сдавать отчеты только по доверенности. Причем данные о представителе
нужно обязательно указать на титульном листе декларации.
Однако тут все не так просто. Как сказано в Регламенте , «должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками может отказать в приеме отчетности налогоплательщику в случае представления ее не по форме». Но на этом функции должностного лица не заканчиваются. Оно (лицо) может получить документы по почте.
Тогда ему придется в трехдневный срок направить бухгалтеру письмо. А бухгалтер за десять дней отчетность.
В противном случае лицу придется передать документы в отдел камеральных проверок для «принятия соответствующих мер». То есть, если переводить с налогового на русский, - для штрафа.
Инспекции быстрого обслуживания
Когда мы обратились в столичные инспекции, чтобы узнать. Какие изменения они готовят в связи с выходом нового Регламента, налоговики отреагировали довольно резко. К примеру, в налоговой инспекции № 8 нам ответили расплывчато, но оптимистично: «Вы поймите, что этот приказ утвержден для нас, для инспекций.
Он у нас выглядит немного иначе – гораздо подробнее. Сразу скажу, что немного по другому принципу будет осуществляться прием, будут введены какие-то нюансы. В инспекции уже сейчас ведется работа по формированию специального отдела, в этот отдел вы будете сдавать все налоговые декларации. Практически отдел
уже сформирован. Изменился и принцип работы налогоплательщиков с инспекторами. А со следующего года вам придется обязательно все отчеты на дискетах. Нет, конечно, и бумагу вы тоже будете приносить, но еще и дискеты. Так что готовьтесь. Еще для вас важно то, что гораздо быстрее будут проходить все процессы.
Работа ускорится».
Видимо, под таинственными «процессами», которые должны ускориться, сотрудники 8-й инспекции подразумевали сверку расчетов. Ведь в Регламенте сверке отведен специальный раздел. В нем чуть ли не по минутам расписано, как чиновники должны заниматься.
Сразу стоит сказать, что со всеми подряд инспекторы сверку проводить не собираются. Регламент обязывает налоговиков проверять лицевые счета ежеквартально с крупнейшими налогоплательщиками и при процедуре снятия с налогового учета. Ну, и конечно, фирмы могут пройти эту довольно неприятную процедуру
по желанию, то есть по заявлению.
Но если раньше сверки приходилось ждать несколько месяцев, а потом еще полгода ее проходить, то теперь все должно измениться. Регламент обещает бухгалтерам, что чиновники все сверят не более чем за десять рабочих дней. И только в том случае, если будут какие-то расхождения, то за 15. Причем начать
сверку фискалы должны сразу после того, как придет заявление от фирмы.
Интересно, что в тексте приказа, который официально распространила налоговая служба, весь раздел про сверку выделен жирным шрифтом. Видимо, действительно эта процедура отнимает много сил и времени не только у счетоводов, но и у самих работников инспекций. Так что теперь — 1О дней, и точка!
Время расставит все по местам
На бумаге, конечно, все красиво изложено. Но как много понадобится времени, чтобы все стало по написанному. Поэтому мы решили опросить московские инспекции и, судя по настроениям, никто особо не собирается менять что-то в работе. Ведь и персонала не хватает, и объемы работы большие.
В общем, как выяснили наши корреспонденты, столичным инспекторам вовсе не до Регламента. А некоторые вообще отказывались что-либо комментировать. Например, в налоговой инспекции № 19 нам ответили так: «Звоните своему, камеральному инспектору и задавайте все вопросы ему! Мы не обязаны информировать
организации о своей работе!» Другие инспекции вообще не слышали о существовании документа. Как, например, ИМНС № 9: «Нет, я ничего не слышала об этом. Может быть, такого приказа вообще не существует? Существует? Вы уверены? А что вы хотели-то? Просто узнать? Нет, я вам ничего не могу сказать. Вы организация
или частный предприниматель? Позвоните своему инспектору, может быть, он в курсе». Но, к сожалению, инспектор тоже оказался не в курсе.
Кстати, что интересно, в налоговой № 30 уже изучают документ и собираются внедрять его в работу: «Этот закон только-только пришел к нам, поэтому большая часть сотрудников еще не ознакомилась с Регламентом. Конечно, все указанное в законе, будет нами учтено, и работа будет реорганизована. На основе
этого Регламента будет выработан наш внутренний, но пока мы не можем сказать ничего о том, как выполнение данного закона повлияет на налогоплательщиков».
Тут все именно так, как и положено. И заметим, что только в этой инспекции мы услышали то, что надеялись услышать.
Однако красноречивее всего оказались работники из 3-й налоговой. Тут даже трудно что-то прокомментировать. Остается только надеяться, что со временем они изменят свою позицию: «А что, у вас есть какие-то претензии к работе налоговой инспекции? Я не знаю, что это за Регламент. Лично у меня все в порядке,
поэтому ничего читать я не хочу и менять в своей работе ничего не буду. Я не изменил ничего даже после перестройки, и уж тем более никакой Регламент на меня не повлияет. Если хотите, можете сами его почитать, а мне некогда — у меня налогоплательщик на приеме».
|